Добрый вечер, Стройблог!
Я частенько прохожу мимо автомагистрали от КАД до бульвара Менделеева и вижу стройку. Там укладывают бордюры — камни и канавы для дождевой воды.
💬 Бордюр — это «бортовой камень» по ГОСТ. А дождевые канавки и желоба — это лотки, дождеприёмники, решётки.
Например, лоток водоотводный соответствует ГОСТ 32955-2014 и устанавливается вдоль дорог. Грунтовые или бетонные лотки отводят воду, а дождеприёмники с решётками защищают от мусора.
В Санкт-Петербурге бордюры традиционно называют «поребриками» — это слово вошло в местный обиход давно и стало неотъемлемой частью городского сленга.
Считается, что термин «поребрик» произошёл от строительного жаргона и означает элемент мощения, разделяющий проезжую часть и тротуар. Он прочно закрепился именно в северной столице, тогда как в большинстве других регионов России используется слово «бордюр».
Интересно, что «поребрик» — это не просто локальный синоним, а целый культурный маркер, по которому легко определить петербуржца. Такое языковое отличие подчёркивает богатую историю города и его особую архитектурную традицию.
🔎 Слово «бордюр» пришло из французского bordure — «край».
Первый бордюр придумали в Древнем Риме, уже в 450 году до н. э. Они были почти в полметра высотой. В России бордюры массово начали применять в городском благоустройстве с конца XIX века. Их задача — удерживать тротуар, не давать дорожному полотну размываться и направлять воду в нужное русло.
Элемент | Нормативный документ | Краткое описание |
Бортовые камни | ГОСТ 32961-2014 | Размеры, классы, марка бетона |
Дождеприёмники | ГОСТ 3634-2019 | Типы, конструкция, материалы |
Водоотводные лотки | ГОСТ Р 59696-2021 | Габариты, прочность |
Методы контроля | ГОСТ 32956-2014 | Проверка качества лотков |
Устройство дорог | СП 78.13330.2012 (бывший СНиП 2.05.02-85) | Параметры уклонов, отвод воды |
Наружная ливнёвка | СП 32.13330.2018 (бывший СНиП 2.04.03-85) | Канализация и дренаж |
📌 СП 34.13330.2021: система водоотвода должна работать без застоев, обеспечивать сухость покрытия, и быть долговечной.
Устройство бордюра выполняется по чёткой технологии:
💡 Сейчас популярны полимербетонные лотки — лёгкие, прочные и морозоустойчивые.
Сегодня надёжный отвод воды – обязательная часть дорожной инфраструктуры. По СП 34.13330.2021 («Автомобильные дороги») система водоотвода должна отводить дождевые и талые воды без застоев, сохраняя полотно сухим. Для жёстких магистралей требования ещё строже: укладка по уровню, приёмка по трещиностойкости и морозостойкости бетона.
Правильная система отвода воды продлевает срок службы дороги, предотвращает размывы и аварии. Именно поэтому каждому бордюру, лотку и решётке уделяется такое внимание — от уклона до плотности бетона.
📏 «Мелочь» вроде высоты бордюра может быть критичной. Бордюры 5 см вместо 15 — и вода не отводится с трассы!
Строительство ведёт АО «Буер» — генеральный подрядчик по государственному контракту.
🔹 Номер контракта: ГК №0069 от 18.04.2023
🔹 Заказчик: ГКУ «Ленавтодор»
🔹 Проект:
«Строительство автомобильной дороги нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населённых пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на автодорогу „Санкт-Петербург — Матокса“ во Всеволожском районе»
🔹 Виды работ:
📄 Подробнее: Проект на сайте компании Буер →